Skip to content

Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
РОССИЙCКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
MMOMA

ENG

Владимир Опара. Криэйторы

Владимир Опара

Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте

живопись, видео инсталляции, объекты, печать на холстах, фотографика.

16 января – 26 февраля 2017

“Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте. Я фиксирую движение и изменения ландшафта сейчас, секунду тому назад, минуту, час, вчера, много лет тому назад, зафиксированные движения и изменения наслаиваются друг на друга, воспроизводя невозможные комбинации, исключающие временную последовательность, формируя и изменяя мой внутренний ландшафт. В моём понимании ландшафт – это не только рельеф местности, но и события, люди, ставшие частью ландшафта, слившиеся с ним, образовавшие его, растворившиеся в нём. Во взаимодействии с внешним ландшафтом формируется мой внутренний, постоянно изменяющийся ландшафт, не имеющий пространственных и временных ограничений”.
В. Опара

Куратор – Виталий Пацюков
Андрей Толстой, доктор искусствоведения, академик Российской  академии художеств (1956 – 2016) работал над проектом до февраля 2016 года.
Ассистент куратора – Юлия Матвеева
Альбом и компьютерная графика проекта – Майя Опара
Координация проекта – Аня Синцова
Хранитель выставки – Сергей Смирнов
Графический дизайн – Роман Горницкий
Отдел по связям с общественностью и СМИ – Вероника Кандаурова, Вадим Власенко
Перевод текстов – Анастасия Опара, Татьяна Ильина

Творческие встречи с художником  каждый четверг с 19:30 до 21:00
Лекции: каждую среду с 19:30 до 21:00 и воскресенье с 15:00 до 17:00 в лекционном зале ММОМА
Подробнее 

Москва, ММОМА, Тверской бульвар 9

Официальные сайты проекта: www.mmoma.ru, www.opara.pro, www.opara.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ скачать в формате PDF

Новости Культуры  tvkultura

Новости Культуры о выставке Владимира Опара

 

Московский музей современного искусства представляет выставочный проект художника Владимира Опара «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте».

Впервые художник показывает свои проекты, ранее представленные в Германии, Голландии, Латвии, России, как единое целое.  В выставочный проект «Я существую в постоянно изменяющемся ландшафте» включены видео инсталляции и серии работ художника, созданные в различных медиа, экспрессивно-фактурные живописные произведения  начала 90-х годов, знаковые для художника масштабные медиаинсталляции «Песни Аватаров», «Депортация», «Линия горизонта», объекты и ассамбляжи 2000-х.

Инспирированные  различными событиями, произведения складываются в целостную, отчасти биографическую историю. Экспозиционный строй выставки формирует особое пространство звука, видео, текста, объектов, цифровых и живописных работ. Мультикомплексное восприятие событий реальности, гуманистических и цивилизационных вопросов, выстраивает линию неизбежно изменяющегося природного, культурного и исторического ландшафта человека.

Центральным звеном проекта в ММОМА станет, созданная специально для этой выставки,  авторская «Черная книга». Это «Ковчег Владимира Опара» средоточие всего того ценного, что, по выбору художника, достойно спасения и сохранения в человеческой памяти. Книга, как и сама выставка – многослойная структура, образно представляющая универсальную непрерывную историю человека, апеллирующего к безусловным ценностям.

Документальные фотографии 30-х годов, записи автомобильного видеорегистратора, фиксирующего постоянно изменяющийся ландшафт, видеозаписи сделанные в Германии, Чехии, Франции, Латвии, Польше, Голландии, России, виртуальное пространство социальных сетей лежат в основе его сложноскомбинированных работ, передавая опыт «из первых рук», конструируя медийными средствами истории о постоянном изменении, построении и разрушении окружающей человека среды.

Выставка в Московском музее современного искусства – логическое продолжение выставочных проектов Владимира Опара “Железный путь” (1991, Москва), “Клаустрофобия, (1993-94, Москва), “Библейская история: лодки и паровозы” (2009, Рига, Латвия), “Депортация” (2010, Дрезден, Германия), “Очень странная тихая провинция” (Германия, Польша, Бельгия, OUT OSTRALE 2011), “E-crucifix” (2012, Москва) и выставочного проекта  “Motion Landscape”, который был представлен осенью 2016 года в Pulchri Studio в Гааге.

Выставка Владимира Опара в MMOMA будет сопровождаться лекциями и авторскими экскурсиями, которые станут ещё одним смысловым пространством выставки наряду с живописью, фотографикой, мультимедиа инсталляциями, текстами и объектами. Открытые встречи дадут возможность зрителю познакомится с мировосприятием художника, лекции и видеопоказы позволят больше узнать об отечественном художественном процессе с начала 1990-х годов до сегодняшнего дня.

 

Об авторе:
Владимир Опара (1952 г.р.),  член Московского союза художников, член Ассоциации голландских художников PULCHRI STUDIO. Участник более чем в 120 групповых выставках в России, США, Германии, Нидерландах, Финляндии, Норвегии. 30 персональных выставок художника прошли в США, Нидерландах, Латвии и России. Его работы находятся в коллекциях зарубежных и ключевых российских музеев: Московском музее современного искусства, Государственном Центер современного искусства, Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском Музее, Национальном художественном музее Латвии (Рига) и др.

 

О кураторе:
Виталий Пацюков – искусствовед, куратор, автор теоретических исследований в области современного искусства, заведующий отделом экспериментальных программ Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Сфера художественных и исследовательских интересов – визуальное искусство, рассматриваемое в контексте других видов искусства.

 

Одинокий человек в котловане. 2016, х., смешанная техника, 100х150 см.

О выставке:

Выставка, представляемая Московским музеем современного искусства, впервые дает возможность объединить в одном пространстве проекты художника, созданные в разное время. Собранные вместе, они позволяют увидеть путь художника не как вектор творческого развития (хотя представленные в экспозиции произведения охватывают более 20 из 43 лет творчества) и даже не как историю экзистенциального постижения, а скорее как герменевтическое путешествие сквозь время, в котором все события явлены здесь и сейчас одновременно.

Серии работ, созданные в различных медиа, будь то экспрессивно-фактурные, мощные, пластичные живописные полотна с включением элементов коллажа на библейские темы начала 90-х годов, где многочисленные «чуждые» элементы (из металла, дерева, сетки, текстиля) врастают в тело живописи; или концептуальные ассамбляжи конца 2000-х, в которых картинное поле уже полностью трансформируется в объектное; или цифровые медиаинсталляции, разворачивающие дискурс в сторону осмысления роли виртуального пространства, демонстрируют цельность мировосприятия художника.

Многоканальное видео «Депортация», повествует об одном из аспектов явления, признанного гуманитарной катастрофой. Фильмы для видеоинсталляции были сняты в России и Европе и смонтированы специально для международной выставки современного искусства OSTRALE’010 (Дрезден, Германия, 2010), где демонстрировались в пространстве скотобойни, давшей название известному роману Курта Воннегута («Бойня номер пять»), что оказалось необычайно созвучно именно воннегутовскому ощущению абсурдной вневременности происходящего.

Инсталляция «Линия горизонта», составленная из объемных бумажных объектов, живописи и видео, показывает движение к этой линии, как движение по жизненному пути. Инсталляция была представлена в рамках выставочного проекта Владимира Опара «Motion Landscape» в Pulchri Studio (Гаага, Нидерланды, 2016). В основе ее видеоряда лежит запись камеры автомобильного видеорегистратора, с всплывающими в ней «картинами-воспоминаниями», записанными в России, Германии, Нидерландах, Латвии и Чехии: танцующие на площади перед музеем в Амстердаме люди, вид на Замоскворечье и Московский кремль из окна мастерской художника, брошенные дома в Латвии и Чехии, старые, разрушающиеся лодки в Переславле Залесском, заброшенная скотобойня в Германии.

Созданная специально для выставочного проекта в Московском музее современного искусства, «Черная книга», трактуемая как «ковчег», средоточие всего того ценного, что, по выбору автора, достойно спасения и сохранения, должна стать центральным объединяющим элементом всех частей экспозиции. Книга, как и сама выставка – многослойная структура, образно представляющая автобиографическую историю как универсальную. Тексты книги, емкие, образные, переплетаются с цитатам, символами и знаками на поверхностях картин художника, складываются в ещё одно смысловое пространство выставочного проекта.

 

Музей и автор выражают отдельную благодарность
за участие в проектах «Аватары» и «Песни аватаров»:

Наташе Агафоновой, Ольге Адровой, Азизу Азизову, Ольге Блиновой, Софье Булюк, Герману Виноградову, Александру Волкову, Кларе Голициной, Дмитрию Гражевичу, Жанне Добелт, Игорю Дудинскому, Славе Зуеву, Константину Кедрову, Татьяне Кокориной, Виталию Копачёву, Соне Левицкой, Лие Крюковой, Марине Лейзгольд, Славе Лён, Андрею Мельникову, Вадиму Месяц, Юрию Омельченко, Марине Онищик, Анне Петровой, Люсинэ Петросян, Артёму Родионову, Эвелине Рихтер, Анастасии Рябковой, Алексею Савинову, Кириллу Светлякову, Ирине Силецкой, Мари Сокол, Алексею Табачник, Александре Чапкиной, Егору Чинилину, Кириллу Цветкову, Ирине Цезарь, школьникам и студентам творческой студии «АРТФОР» за выполнение бумажных объектов для инсталляции «08:15», Павлу Блинову и Алексею Опара за создание инсталляции «Русское гостеприимство», а также Алексею Опара за хеппенинг “Русское гостеприимство” во время открытия.

В экспозиции MMOMA использована краска, предоставленная Manders.