| gallery | biography | texts | o'para-studio | home-page | e-mail |
 


Московский Союз Художников,
выставочный зал «Кузнецкий мост, 20» 

17-21 марта 2009

Владимир Опара

Ретроспективная выставка «35 лет творческой деятельности».
На выставке представлена живопись на холстах и бумаге 1974-2009 годов.
Художник провел 26 персональных выставок в России и за рубежом. Выставка «35 лет» – это 27-ая по счету персональная выставка и первая персональная выставка, на которой представлены все периоды творчества художника.

Вернисаж – 17 марта, с 17-00 до 20-00

Творческий вечер Владимир Опара – 19 марта, с 18-00 до 21-00
Видеопоказ фильмов ARTFOR – 21 марта с 13-00 до 15-00

Автопортрет художника

Андрей Толстой,
доктор искусствоведения

Владимир Опара подводит итоги своей 35-летней творческой деятельности. Это, несомненно, говорит о нем как о смелом художнике. Далеко не каждый мастер готов представить зрителям то, что он делал в течение трех с половиной десятилетий и совсем не каждый способен выдержать демонстрацию собственной творческой эволюции. Причины тому у каждого автора свои: кто-то больше увлечен идеями и исканиями последних лет и почти потерял интерес к ранним работам, а кто-то, возможно, осознает, что в последнее время утратил ту энергетику и внутреннее беспокойство, которое почти всегда сопутствует подлинному творчеству. С Владимиром Опара все по-другому: он любит и ценит и свои ранние вещи, и продолжает искать и экспериментировать сейчас, а уж о темпераменте и внутреннем огне этого художника можно и не говорить, поскольку они очевидны для всех. Опара куратор многочисленных выставочных проектов, руководит студией, и много работает сам,  распространяя свои творческие интересы за пределы области собственно станковой живописи и графики, включая в их орбиту коллаж, объект, инсталляцию, перформанс, видео и компьютерную графику, свободно варьируя различные техники и материалы. Работы Опара украшают множество музеев и частных коллекций в России, Европе, США, Канаде, Израиле и Японии и постоянно показываются на российских и зарубежных выставках.
Если попытаться суммировать впечатления от произведений Владимира Опара разных лет, в них во всех, при большом разнообразии приемов и техник, можно найти некоторую общность. Она состоит, во-первых, в неизменном стремлении к экспрессии форм и цветового решения (независимо от того, темная ли это гамма, как в самых ранних вещах, или напротив, светонасыщенная и яркая, как в работах более поздних, наконец, синтетическая, как в творениях последнего десятилетия, когда цвет приобретает некую «опредмеченность»). Во-вторых, в особой выразительной роли фактуры, и опять же вне зависимости от техники или рода искусства, в котором произведение создано – будь то картина, объект, инсталляция, перформанс, фото, видео или компьютерная графика. Перформансы «Очищение песка» и «Клаустрофобия» (1993), суперинсталляция «Железный путь» (1991, площадь инсталляции 900 кв.м.), проект «Башни» (1993) и другие работы первой половины 1990-х годов (например, «Иерусалим» 1992 г. и «Молитва» 1993 г. или, с другой стороны, «Новокузнецк. Ильинка» 1992 г. и «Возвращение пьяного мужика домой» 1993 г.) отличались «фактурностью» не только в чисто пластическом, но и в социальном смысле, точно отражая стремление искусства того времени зафиксировать преодоление былых жестких рамок изобразительного творчества в советские годы и закрепить свое активное вторжение в повседневную прозаическую реальность постсоветской эпохи. Фактура, подчас нарочито- брутальная, иногда вызывающе-эпатажная, играет важнейшую роль и в более поздних вещах, в которых художник, отойдя от опоры на преимущественно естественные материалы и художественное осмысление природных процессов, практически отказывается от миметической фигуративности в пользу полугеометрических цветоформ, напоминающих некие первоэлементы мироздания. В этих работах Опара обращается к приемам коллажа, решительно вводя в структуру произведений предметы, созданные руками человека и им же отправленные на свалку: гвозди, обрывки проволок и веревок, рваная бумага, гофрированный картон – серия «Конструкций» середины 1990-х, «Молитва по убиенным», «Как трудно надеющемуся на богатство» 1996 г., «Мальчик Карбюратор и его мама» 1997 г., а также инсталляция «Музей 2020» 1997 г. с использованием нескольких видеомониторов или объект «Креэйтор» 1998 г., состоящий из старых компьютерных плат.
В последние годы, комбинируя отходы индустриальной цивилизации в самых разнообразных сочетаниях, приемы коллажа в сочетании с сугубо живописными и графическими решениями, художник достигает не меньшей, если не большей, чем в ранних произведениях, эмоциональной и пластической выразительности каждого холста или листа. Вместе с тем, в таких работах, как «Послание въезжающему в Иерусалим – ответ въезжающего в Иерусалим» (1998-2000); «Три дня  пути» (2001); «Как дождь и снег нисходят с неба» (2002); «Геометрия любви» и «Шарм эль Шейх» (2004); «Голос с Востока» (2005); «Очень тихо выпал снег» (2006), тетраптих «Нет имени» (2008) или в больших «многосоставных» композициях из серии «Лодки паровозы» (2007-2008)  появляется и нечто новое – подспудно присутствующее или более явственно выраженное чувство умудренной меланхолии, к которому иногда примешивается едва ощутимое ностальгическое настроение, возможно, даже не осознаваемое автором. Думаю, что это – не столько отражение каких-то мимолетных настроений, сколь следствие большей личностной и творческой зрелости художника. Большинство выдающихся мастеров прошлого – и отдаленного от нас веками, и отделенного от сегодняшнего дня несколькими десятилетиями – в своем расцвете и зрелости взирали на мир таким же слегка грустным, но мудрым оком («…многия знания ? многия печали…»).
Постоянно присутствующие в творчестве Опара библейские темы – и те, что связаны с ветхозаветной Вавилонской башней, и евангельские сюжеты, прежде всего – тема страстей Христа («14 Нисана», 2001; «Первое путешествие Иисуса», 2004; «Он на осле въезжает в Иерусалим», 2005; «Распятый», 2005; «Воскресенье», 2008; «Суббота», 2008-2009 и «Что бы мне прозреть», 2009) несомненно, сообщают исканиям художника особую серьезность, философскую глубину и одновременно исповедальность и очень личный характер. Личность художника присутствует в каждом произведении, поэтому естественно, что на протяжении всех истекших лет  создавалась серия автопортретов.
На первый взгляд, творческая личность Владимира Опара отличаются некоторой двойственностью. С одной стороны, он человек очень импульсивный и энергичный, практически постоянно находящийся в состоянии творческого вдохновения, а с другой – постоянно анализирует и систематизирует собственные поиски (бережно хранит работы разных лет, включая самые ранние). Однако, на самом деле, между этими чертами нет противоречия, художник органичен и верен самому себе на протяжении всех лет своей творческой активности. А без только что отмеченных качеств творческого облика Опара, настоящая выставка вряд ли бы могла состояться, ведь, несмотря на перипетии своего жизненного пути, особенно в юности и молодости, он всегда остается оптимистом. Поэтому в совокупности представленных работ, которые, конечно, отнюдь не исчерпывают всего диапазона творческих интересов художника, данная экспозиция больше всего походит не на подведение итогов, пусть только и промежуточных, но похожа еще на один – синкретический – автопортрет художника в расцвете сил и таланта.

 


Воскресенье, 2008, 80 х 150 см., х., м. коллаж

 

Путь художника Владимира Опара начинается в городе Барнауле, где родился художник и где впервые, в 1974 году, он принимает участие в выставке молодых художников Алтайского края. Экспозиция ретроспективной выставки  открывается ранними работами автора – «Подсолнухи» (1974), «Апрель» (1977), «Катер» (1976). Уже в ранних работах намечен весь дальнейший путь – искренность, открытость, стремление к высотам мирового искусства, поиск своего собственного творческого пути. Условно 35-летний путь художника можно разделить на два периода: Сибирский период (1974-1990) и Московский период (1990-2009). 16 лет и 19 лет. В первые 16 лет художник сменил несколько сибирских городов, множество мастерских, но так и не вписался в местную художественную жизнь. Несмотря на чрезвычайные условия жизни, художник много и напряженно работает,  и именно в Сибири впервые обращается к Библейским сюжетам: в 1989 году Владимир пишет «Поцелуй Иуды» (Государственная Третьяковская Галерея).  В 1990 году Владимир и его жена Майя переезжают в Москву. 2 года жизни в съемных квартирах и коммуналках, затем приобретение собственной квартиры в Москве. В этот период Владимир находит близких по духу художников, философов, поэтов. Время для страны переломное: хаос и смятение, надежды и разочарование, все это отражено в сериях работ на бумаге (1990-1992). На выставке представлены работы «Храм 1», «Храм 2», «Храм 3», «Несущий Крест».  Более 50 работ этой серии находятся в частных коллекциях в США. На холстах 1992-1993 года, представленных в экспозиции, показан драматизм времени, трагедия сопоставимая с Библейскими временами: «Как он закричал», «Крест для героя», «Иерусалим», «Застолье». Несколько картин созданных в этот период приобретены Государственной Третьяковской Галереей – «Распятый», «Строительство Башни», «Автопортрет». 1993-1994 годы становятся началом новой серии на бумаге – «Конструкции» (1994-1996), «Поверхности» (1994-1996). Листы этой серии были показаны на выставке «Абстракция в России. ХХ век» (2001) и выставке «Коллаж в России. ХХ век» (2005) в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург.  Часть работ этой серии находятся в коллекции Государственного Русского Музея. В экспозиции представлены автопортреты. Серия автопортретов писалась на протяжении нескольких лет (1987 – 2001) год. Часть автопортретов находится в музеях и частных коллекциях. Художник обращается к портретному жанру в трудное для себя время и создает серию женских образов от истеричных до возвышенных: «Женщина с накрашенными губами», «Валя», «Женщина с гребнем» (1997), «Женщина и солдат» (1996).  В работах 1997-2005 года художник использует коллаж – «Мальчик карбюратор и его мама» (1997), «Послание въезжающего в Иерусалим – ответ въезжающему в Иерусалим» (1998-2000), «Ветер с Востока» (2005), «Он на осле въезжает в Иерусалим» (2005). В экспозиции выставки представлены композиции серии «Лодки и паровозы» (2007-2008 год). Серия «Лодки и паровозы» в 2007 году была показана в Германии, выставочный зал «Packhof» и в 2008 году в Музейном Центре г. Красноярска. Две композиции «Лодки и паровозы» находятся в коллекции Государственного Центра Современного Искусства. В экспозиции представлены последние произведения художника – «Суббота» (2008-2009), «Воскресенье» (2008), «Что бы мне прозреть» (2009). В этих произведениях на холстах автор использует разработанную им технологию, превращая живопись в объекты.
На ретроспективной выставке художник решил показать проект ARTFOR (проект Владимира Опара и Майи Опара). Проекту ARTFOR в этом году исполняется 10 лет. В рамках проекта школьники, студенты, молодые художники, используя новые, цифровые, компьютерные технологии создают произведения современного искусства (www.artfor.ru). Творческая  группа ARTFOR принимала участие в 1-ой Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», участвовала в выставочных проектах в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, была номинирована на национальную премию в области современного искусства «Черный квадрат». 19 марта, на творческом вечере Владимира Опара состоится показ фильмов (видеоарт) созданных Опара-студией и участниками проекта ARTFOR. На творческом вечере друзья художника – известные московские поэты, покажут поэтические перформансы. Автор ответит на вопросы зрителей.
Произведения и проекты Владимира Опара можно посмотреть на сайтах
www.opara.ru , www.artfor.ru , www.oparastudio.com

м. т. 8-926-231-6030

Выставочный зал Московского Союза Художников находится по адресу: Кузнецкий мост, д. 20
Выставочный зал Московского Союза Художников


© Vladimir Opara, © O'para-studio
   
....